Заправочные станции используются в условиях повышенной пожаро и взрывоопасности, потому что очень сложно организовать должный уровень защиты от непредвиденных ситуациях в местах, где большой поток людей и автомобилей, а оборудование самих колонок является единственным средством разделения легковоспламеняющихся жидкостей с палящим солнцем, искрами и средами способными спровоцировать возгорание. В дополнение к вышеперечисленному, такой объект как АЗС крайне подвержен воздействию погодных условий и во время грозы риск взрыва возрастает в десятки раз, если произойдёт прямое попадание молнии в резервуар с топливом, а система защиты не сработает.
К слову, заземление и молниеприемник является частью системы, которая может защитить резервуар и здание АЗС от различного рода статических разрядов и прямого удара молнии. Каждый автозаправочный пункт нужно оснащать такими средствами, для предотвращения воздействия неконтролируемых электрических разрядов на территории с повышенным риском взрывоопасности. Очень важно, чтобы молниезащита включала в себя молниеприёмник соответствующего качества, ведь данное устройство выполняет роль уловителя молнии и практически гарантированно принимает на себя удар во время опасных ситуаций в грозу.
Требования и организация молниезащиты АЗС и резервуаров с горючим
Молниезащита должна быть полноценной, а её элементы нужно объединять в непрерывную цепь соединённую с заземляющим контуром, как минимум 2-х местах. Система должна состоять из системы создающей должный уровень защиты и надёжное заземление в котором нуждается станция в любой неблагоприятной ситуации связанной со случаями, когда молния может стать прямой причиной возгорания.
Требуется проводить проверку перед началом сезона повышенной грозовой активности. Следующие действия обязательны:
- осмотр элементов конструкции;
- тест на работу цепи;
- непосредственная проверка заземляющих контуров;
- обязательная проверка пригодности изоляции на проводах и оборудовании.
Если степень износа и работоспособность каких-то частей доходит до 30%, то оборудование подлежит обновлению. Элементы используются только если они в хорошем состоянии, иначе эффективность работы упадёт.
Решения по заземлению и молниезащите автозаправочных станций
Молниезащита монтируется исходя из стандартов в данной сфере. Любые металлические части, которые включает в себя конструкция, разрешается вводить в эксплуатацию только после того, как заземлитель подключат к ним. Любые соединения создающие контакт в схеме устройство/заземлитель необходимо выполнять с помощью сварки. В качестве альтернативы допускается соединение болтами, но это лишь второстепенная опция в случаях отсутствия других вариантов.
Каждое устройство нужно заземлять отдельно с выведением контактов к проводнику для заземления. Стоит помнить, что запрещается использовать металлический трубопровод технологического предназначения. Каждое здание относящееся к станции следует защищать и это является скорее стандартом, чем рекомендацией. Молниезащита реализуются в полной мере для технических объектов и, также, конструкций используемых в других целях. Пространство над трубами для отвода газов необходимо закрыть от возможных прямых ударов молнии. Молниезащита, обычно, проектируется так, чтобы дыхательные клапаны были закрыты и должный уровень безопасности обеспечивался. Наземные части токоотводов необходимо окрашивать.
Расчёт молниезащиты и заземления для АЗС
Молниезащита и заземление следует организовать согласно стандартам прописанным в нормативных документах, таких как ПУЭ. Расчёт характеристик системы включающей молниеприёмник требуется осуществлять с учётом следующих особенностей объекта:
- размеры зданий и конструкций;
- параметры ёмкостей, которые находятся под контролем станции;
- тип грунта и его особенности в качестве проводника.
Исходя из предписаний ПУЭ-7, п. 1.7.103. общее значение сопротивление которое показывает заземлитель вне зависимости от периода года не должно превышать 10 Ом при напряжении 380В трёхфазного источника и 220В однофазного источника тока. Основываясь на требованиях РД 153-39.2-080-01 п.9.29. молниезащита и дополняющие её компоненты должны включать контур заземления для эксплуатируемого электрооборудования, а также важно наличие системы защиты от статического электричества и защиты от молний, с показателем сопротивления не выше 10 Ом.
Молниезащита необходимо укомплектовывать молниеприёмником и также заземлять каждое используемое устройство на станции применяя заземлитель.
Внешняя молниезащита для АЗС
Оборудование призванное заземлять резервуар с топливом, а также такие элементы, как молниеприёмник и заземлитель устанавливаются по стандартам предписанным в нормативных документах. В качестве частей контурного заземления используется металлический электрод, соединённый с такими же элементами последовательно. Молниезащита включает в себя два типа обеспечения безопасности и работа каждого предназначена для определённых случаев. Только так реально получить должный уровень поглощения разрядов, как статического вида, так и прямых ударов молнии. Варианты эти можно разделить на внешний и внутренний тип.
Внешняя молниезащита защищает здание и резервуар от разрядов из атмосферы, с последующим его отводом во избежание воспламенения горючих жидкостей. Оборудование в таких ситуациях включает молниеотвод, который устанавливаться в зоне, где находится резервуар, а также устройства для разлива топлива. Важно учитывать тот факт, что запрещается устанавливать молниеприёмник на ёмкости для хранения топлива. Предъявляются и особенные требования к характеристикам этих элементов. Автозаправочный молниеприёмник должен быть высотой более чем 20 см, с сечением свыше 10 см. Тросовый молниеприемник монтируется на высоте с использованием опор и токоотводов.
Внутренняя молниезащита для АЗС
Внутренняя система делается таким образом, чтобы оборудование, а именно каждое устройство, были защищены от внезапного скачка электричества спровоцированного ударами молнии около АЗС.
Автозаправочный комплекс не может вводиться в эксплуатацию, если объект не имеет на территории молниеприемник на каждый резервуар исходя из актуальных требований безопасности.
Станция должна быть защищена и с точки зрения статического электричества. Нефтепродукты могут способствовать концентрации статического электричества, когда резервуар заполняется топливом, или если из него откачивают горючее, когда осуществляется работа оборудования станции. Заземление должно быть предусмотрено и активно использоваться, ведь молниезащита без заземлителя не исключает возможности статических разрядов. К слову, искры могут образовывать даже поля мощностью 300В, а следовательно заземлитель обязательно подключать согласно соответствующему регламенту для избежания возможных случаев электризации.
Заземление необходимо для следующих объектов:
- резервуар;
- трубопровод;
- устройства для раздачи топлива;
- другие конструкции на территории.
Станция, это объект повышенной опасности и компромиссы опасны и бессмысленны. Схема выполняется по принципу применения установки электрода на глубину до одного метра в землю и на расстоянии 1 м от основания объекта. Сопротивление при этом должно держаться на уровне 10 Ом.
В качестве дополнительных мер предосторожности и предотвращения опасных ситуаций используются:
- молниезащита;
- контроль скорости перекачивания топлива;
- использование шлангов исключающих образование статических зарядов.
Молниезащита, это система работающая в непрерывном режиме. Защита такого типа не требует особых затрат для эксплуатации, но нуждается в регулярных осмотрах, потому что именно система включающая в себя молниеприёмник и заземлитель может нейтрализовать заряды электричества высвобождаемые из-за естественных природных явлений или в соответствии фундаментальными законами физики. Только качественная молниезащита делает такие объекты пригодными для эксплуатации в заселённых зонах, без риска взрыва при прямом попадании молнии.